Главная страницаПубликации → СОУТ: новые требования для гражданской авиации и обновления классификации в 2025 году

СОУТ: новые требования для гражданской авиации и обновления классификации в 2025 году

Новые правила специальной оценки условий труда для авиационных экипажей в 2025 году: усиление контроля экспертов и особенности оценки профессиональных рисков для летного и кабинного персонала. Узнайте ключевые изменения и как они повлияют на безопасность труда! Давайте разберёмся, что же изменилось...

Специальная оценка условий труда (СОУТ) и профессиональные риски: новые требования для гражданской авиации и обновления классификации в 2025 году

С 1 марта 2025 года вступают в силу особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) для членов летных и кабинных экипажей гражданских воздушных судов. Эти изменения утверждены Приказом Минтруда России от 6 мая 2024 года № 255н и будут действовать до 1 марта 2029 года.

Особенности проведения СОУТ для гражданской авиации

  • Рабочие места летных и кабинных экипажей оцениваются с учетом особенностей авиационной деятельности, включая исследование факторов опасности во время контрольного полёта и коммерческих перевозок;
  • Возможность признания рабочих мест на воздушных судах одного типа аналогичными, что упрощает процедуру;
  • Исследование химических факторов с учетом типа топлива и смазочных масел, а также характеристики воздушного судна (наработка, номера двигателей и т.д.);
  • Исследования проводятся с соблюдением транспортной безопасности: эксперты проходят инструктаж и досмотр;
  • В отчёт о СОУТ включаются дополнительные данные о техническом составе воздушного судна и используемых средствах.

Обновление классификации по классам профессионального риска и ОКВЭД

В 2025 году обновлена классификация экономической деятельности по классам профессионального риска с учетом современных реалий производства и труда. В эту классификацию включены новые виды деятельности и скорректированы коды ОКВЭД, что позволяет точнее и объективнее учитывать риски в различных отраслях.

Усиление контроля над экспертами, проводящими СОУТ

  • Введены меры против использования поддельных сертификатов и документов; предусмотрены строгие требования к квалификации экспертов;
  • Упрощены и регламентированы процедуры проверки квалификации и подлинности документов экспертов;
  • Повышается прозрачность и контроль при проведении СОУТ, особенно в таких ответственных сферах как гражданская авиация;
  • Работодателей обязали информировать работников о правах и обязанности при проведении СОУТ, а невыполнение этого требования влечёт ответственность.

Таким образом, нововведения направлены на повышение качества оценки условий труда, улучшение социальной защиты работников, а также на обеспечение достоверности результатов и повышение ответственности всех участников процесса СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) и профессиональные риски: новые требования для гражданской авиации и обновления классификации в 2025 году

С 1 марта 2025 года вступают в силу особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) для членов летных и кабинных экипажей гражданских воздушных судов. Эти изменения утверждены Приказом Минтруда России от 6 мая 2024 года № 255н и будут действовать до 1 марта 2029 года.

Особенности проведения СОУТ для гражданской авиации

  • Рабочие места летных и кабинных экипажей оцениваются с учетом особенностей авиационной деятельности, включая исследование факторов опасности во время контрольного полёта и коммерческих перевозок;
  • Возможность признания рабочих мест на воздушных судах одного типа аналогичными, что упрощает процедуру;
  • Исследование химических факторов с учетом типа топлива и смазочных масел, а также характеристики воздушного судна (наработка, номера двигателей и т.д.);
  • Исследования проводятся с соблюдением транспортной безопасности: эксперты проходят инструктаж и досмотр;
  • В отчёт о СОУТ включаются дополнительные данные о техническом составе воздушного судна и используемых средствах.

Обновление классификации по классам профессионального риска и ОКВЭД

В 2025 году обновлена классификация экономической деятельности по классам профессионального риска с учетом современных реалий производства и труда. В эту классификацию включены новые виды деятельности и скорректированы коды ОКВЭД, что позволяет точнее и объективнее учитывать риски в различных отраслях.

Усиление контроля над экспертами, проводящими СОУТ

  • Введены меры против использования поддельных сертификатов и документов; предусмотрены строгие требования к квалификации экспертов;
  • Упрощены и регламентированы процедуры проверки квалификации и подлинности документов экспертов;
  • Повышается прозрачность и контроль при проведении СОУТ, особенно в таких ответственных сферах как гражданская авиация;
  • Работодателей обязали информировать работников о правах и обязанности при проведении СОУТ, а невыполнение этого требования влечёт ответственность.

Таким образом, нововведения направлены на повышение качества оценки условий труда, улучшение социальной защиты работников, а также на обеспечение достоверности результатов и повышение ответственности всех участников процесса СОУТ.

Итоги по изменениям в специальной оценке условий труда (СОУТ) для гражданской авиации в 2025 году

С 1 марта 2025 года начался новый этап в проведении специальной оценки условий труда для летных и кабинных экипажей гражданских воздушных судов. Введён порядок, который позволяет учитывать уникальные особенности авиационной деятельности, включая проведение измерений вредных факторов непосредственно во время контрольного полёта, а также оценку тяжести и напряжённости труда с учётом специфики профессии.

Уточнённая методика и расширенный состав сведений в отчётах повышают качество и достоверность оценки условий труда, что способствует повышению социальной защиты членов экипажей, улучшению профессиональных гарантий и компенсаций.

Кроме того, усилен контроль за экспертами СОУТ — обязательным стало прохождение ими инструктажей и досмотров в целях транспортной безопасности. Это обеспечивает высокий уровень защиты и надёжности процедуры оценки, исключая риски нарушения законодательства.

Обновление классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска с учётом современных реалий позволяет точнее определять уровень воздействия вредных производственных факторов и адаптировать меры защиты в разных отраслях.

Итог: новые требования к СОУТ в гражданской авиации и усиление контроля за экспертами создают условия для повышения безопасности труда и улучшения санитарно-эпидемиологического состояния авиационных работников, что позитивно скажется на их здоровье и эффективности работы.


← назад к списку публикаций